_

1Герб цвет

Опыт работы по профилактике самовольных уходов и совершения правонарушений воспитанниками областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района»

Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству. Как правило, дети на момент поступления в социальные учреждения уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения.

Большинство подростков отличаются:

  • низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
  • несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
  • низкой социальной активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
  • потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом.

Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступает психотравмирующим фактором, усиливает уровень дезадаптации.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности нашего учреждения по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику, основой которой  является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.

Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера. Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях специализированного учреждения.

У детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; у детей, оставшиеся без попечения родителей, периодически пребывающие в реабилитационных учреждениях, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам.

Правильно организованная досуговая занятость несовершеннолетних может стать средством развития личности каждого ребёнка, и будет способствовать профилактике отклоняющего поведения во всех его проявлениях.

Наша задача: на примере показать каждому воспитаннику, как можно, полноценно проводя свободное время, получить интересующие их знания, научиться новым видам деятельности, реализовать свои умения и возможности в творчестве, спорте, труде.

Организованная в нашем учреждении досуговая деятельность позволяет детям самореализовываться и социально адаптироваться, формирует лидерские качества и является ступенью в успешное будущее. За время пребывания воспитанников в учреждении воспитатели, инструкторы по труду, физкультуре, музыкальный руководитель делают все для того, чтобы наши воспитанники сумели освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, а так же реализовать себя в будущем. Весь педагогический персонал старается, чтобы досугово - культурная деятельность была многогранной и включала в себя самые разнообразные формы творческой, музыкальной, художественной и спортивной деятельности, удовлетворяла интересы детей, и являлась профилактикой правонарушений и предупреждением самовольных уходов воспитанников из учреждения. Все несовершеннолетние, в том числе склонные к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящие на учётах ОДН и КДН и ЗП привлекаются в мероприятия досугово - культурной и спортивной направленности.

За 2018 года в учреждении прошли реабилитацию 218 воспитанников, в том числе 16 несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учёта в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На внутреннем контроле учреждения по состоянию на 25.12.2018 года проживали 9 воспитанников, склонных к самовольным уходам.

Наиболее эффективными в работе по профилактике совершения самовольных уходов и правонарушений/преступлений в учреждении являются:

  1. Организация внеурочной деятельности детей и подростков, учитывая интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Несовершеннолетние, склонные к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящие на различных видах учёта в ОДН, КДН и ЗП привлекаются в мероприятия досуговой, спортивной направленности и в социально-значимую деятельность в первую очередь, с целью организации 100% занятости детей в свободное от учёбы время, что помогает подросткам лучше ориентироваться в самостоятельной жизни, быть добрее и милосерднее.
  2. Создание в учреждении структуры дополнительного образования (секции, кружки).  Все воспитанники учреждения включены в кружковую и секционную деятельность, согласно их желаниям, способностям и физическим факторам («Чудеса своими руками», «Вокал», «Хореография», секция «Спортивная» (зимой – лыжи, коньки; летом - футбол, волейбол, настольный теннис) творческие, швейные, столярные мастерские). Эта деятельность даёт возможность детям развиваться творчески и физически, у детей формируются важные умения, которые помогают им чувствовать свою «нужность».
  3. Реализация досуговых программ, согласно календарно-тематическому планированию. Перед началом каждого мероприятия формируется инициативная группа из числа воспитанников, в том числе детей «группы риска», которая занимается разработкой сценариев праздников, готовит костюмы, подбирает музыку, то есть организует совместно с воспитателями КТД. При подготовке к делу, воспитанники расширяют границы самопознания, развивают качества, необходимые для межличностного общения, находят взаимопонимание с другими людьми, психологически и практически подготавливаются к активной творческой деятельности, которая может им пригодится в дальнейшем. Ежегодно на Новый год, на праздник, посвящённый Международному Женскому дню 8 марта, 1 июня, День знаний ребята вместе с взрослыми показывают свои театрализованные спектакли для младших воспитанников и для благотворителей учреждения. Подготовка таких постановок – долгий процесс: разучивание ролей, работа по постановке речи, подготовка декораций, костюмов, музыкальное оформление. Спектакли дают возможность каждому воспитаннику обрести уверенность в себе, поверить в свои силы и получить удовольствие от своей работы, а иногда и просто раскрыть талант. Ежегодно несовершеннолетние под руководством педагогов и узких специалистов активно принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах районного, городского, областного и всероссийского масштаба: ежегодный областной фестиваль «Байкальская звезда», выставка детских творческих работ в Краеведческом музее «Мир детства», конкурсы вокального мастерства «Оранжевое лето», «Споемте друзья», различные конкурсы рисунков и другое.
  4. Функционирование педагогических реабилитационных программ и подпрограмм. Воспитателями и узкими специалистами учреждения разработаны и реализуются модифицированные социально-педагогические реабилитационные подпрограммы культурно - досуговой направленности это: «Брейк - Данс», «Зажги в себе звезду», «Метеоритный дождь», «Юный эколог», «Музыкальная палитра», «Юный спасатель», «Радуга красок», «СМАК», «Фольклор», «Чудеса своими руками», «Домашний очаг». Участвуя в мероприятиях в рамках данных подпрограмм, дети приобретают знания в плане организации питания и ведения домашнего хозяйства, развивают музыкальные, хореографические, творческие, спортивные способности, учатся правилам пожарной безопасности, формируют знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации. В весенне-осенний период времени несовершеннолетние принимают участие в выращивании картофеля на арендуемом поле и других овощных культур на огородном участке учреждения, активно ухаживают за домашними животными.
  • Воспитанники с большим желанием посещают спортивные секции на базах других учреждений: спортивный клуб «Сокол» (занятия по армейскому рукопашному бою) - 2 раза в неделю; секцию волейбола на базе МБОУ «СОШ» №6 (1 раз в неделю).
  • С целью обогащения багажа знаний и приобретения новых друзей, с 2012 года наши воспитанники активно принимают участие в областном благотворительном проекте «Парад планет», в рамках которого раз в месяц выезжают на мероприятия интеллектуальной, познавательной, спортивной и развлекательной направленности в г. Усолье - Сибирское, г. Ангарск, г. Иркутск.
  • В рамках патриотического воспитания на базе учреждения создан клуб «Патриот», который строит свою деятельность по историко – краеведческому, военно-профессиональному, физкультурно - оздоровительному, гражданско-патриотическому направлениям. Несовершеннолетние, в том числе «группы риска», посещают различные музеи, встречаются с интересными и знаменитыми людьми, принимают активное участие в акциях.
  • С целью приобретения туристического опыта и культуры общения с природой, в период лета организуются однодневные туристические походы  по подпрограмме «Школа туризма», где несовершеннолетние закрепляют полученные знания по экологии и туризму. При осуществлении экскурсий, походов, поездок, воспитанники приобретают новые знания о растениях, животных,  достопримечательностях родного края, учатся бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
  • Все несовершеннолетние воспитанники учреждения проходят оздоровление в ЛОЛ Иркутской области
  1. Оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов. С целью формирования достойной жизненной перспективы для каждого несовершеннолетнего, его образования, воспитания, социализации и самореализации, а так же профессиональной ориентации воспитанников на базе учреждения ведётся работа по программе «Перспектива».
  2. Консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
  3. В 2018 году в нашем учреждении продолжали  успешно реализовываться новые формы работы, которые были одобрены Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области и рекомендованы для использования в других учреждениях социального обслуживания: Портфолио «Добрых дел», Проект «Выходного дня», «Строим дом вместе».
  4. С целью реализации комплекса мер по организации продуктивной социально-значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, создан «Отряд Министра», из числа воспитанников учреждения, состоящих на разных видах учёта. Участники «Отряда Министра» принимают участие в социально-значимых акциях, проектах. За 2018год «Отряд Министра» принял участие в таких мероприятиях и акциях, как: «Георгиевская ленточка», «Мечта ветерана», «Наши добрые дела», «60 минут внимания», «Протяни руки помощи», чествование жителей старшего поколения посёлка Железнодорожный в памятные даты, помощь в уборке овощных культур с приусадебного участка, уборка придомовой территории, жилых комнат.
  5. В рамках межведомственного взаимодействия с МО МВД России «Усольский» по проведению профилактической работы с несовершеннолетними «группы риска» и защите их прав, разработаны и утверждены планы мероприятий. Инспектора ОДН проводят индивидуальные и групповые беседы, занятия по правовой информированности с несовершеннолетними, уполномоченный участковый инспектор ОДН ОП МО МВД «Усольский» принимал участие в заседаниях совета по профилактике. На базе нашего учреждения проводились профилактические мероприятие совместно с начальником ОДН Кухтей Н. А. и инспектором ОДН Кузьминой В.А., направленные на предупреждение совершения воспитанниками правонарушений, самовольных уходов и антиобщественных действий. Всего в 2018 году проведено 40 советов по профилактике, из них 12 совместно с инспекторами ОДН. Взаимодействие с субъектами профилактики является эффективным методом в воспитании несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам и к противоправным действиям.

Ежеквартально на базе КДН Усольского района проходят заседания в ходе которых рассматриваются и анализируются эффективность работы учреждения по вопросам самовольных уходов, правонарушений несовершеннолетних. Принимаются решения по отлаживанию механизма профилактики самовольных уходов, что помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями. В 2018 году проведено 24 заседания из них на 3 заседаниях зав. отделением выступала с докладами об организации работы учреждения по профилактике самовольных уходов воспитанников и совершения подростками преступлений/правонарушений.

Специалистами Отдела по молодежной политике Усольского района во главе с Грудино А.А. на базе учреждения проводятся мероприятия, направленные на профилактику употребления ПАВ, на предупреждение совершения воспитанниками правонарушений, самовольных уходов и антиобщественных действий: квест – игры «Мы за ЗОЖ», «Я ребёнок, и я имею право», информационные часы с просмотром видеоматериалов «Знать, чтобы не ошибиться», «Моё будущее в моих руках» и другие.

  1. Организация наставничества. С целью дифференцированного подхода к каждому воспитаннику учреждения, подготовки его к самостоятельной жизни путем развития его потенциала, уверенности в собственных силах, определения жизненных целей, формирования человеческих взаимоотношений, культурных, моральных, духовных ценностей, а так же предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий,  на протяжении нескольких лет в учреждении ведётся работа по проекту - портфолио «Добрых дел», одобренному Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области и рекомендованному для использования в других учреждениях социального обслуживании. Ответственный педагог - воспитатель, узкий специалист -становится для подростка значимым человеком, заботливым другом, который хочет и может посвящать ему свое время, знания и силы, находит время для более близкого общения с ребёнком, в форме организации встреч, мероприятий, совместного выполнения отдельных поручений, участие в различные мероприятиях досугово - культурной, спортивной, кружковой направленности, что даёт нашим воспитанникам новые идеи, перспективы, стандарты вместе с ценностями и нормами общества. В течение года ответственный педагог на каждого закреплённого воспитанника собирает портфолио, и делает   отчёт в виде презентации о жизни и деятельности несовершеннолетнего.
  2. Для установления личностного контакта с детьми и подростками в учреждении реализуется Проект «Выходного дня», согласно которому, сотрудники учреждения, имеющие разрешение от органов опеки, берут домой воспитанников, в том числе несовершеннолетних «группы риска», для оказания помощи в адаптации и их социализации в обществе. Наставники проекта «Выходного дня» учат ребят распоряжаться денежными средствами, выбирать и закупать продукты, готовить еду, знакомят с организациями и учреждениями здравоохранения, соцзащиты, ПФ РФ, ЖКХ, ЦЗН, а так же формируют алгоритм взаимодействия с данными организациями, прививают культурно-бытовые навыки   поведения в семье, в общественных местах. Наставничество осуществляется в выходные и праздничные дни, в каникулярное время, а также в будние дни в режиме мобильной связи и сети Интернет.

Все перечисленные выше формы и виды деятельности – это определенный социальный опыт, в процессе которого воспитанники выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками и социальными компетенциями. В основе такой деятельности – сотрудничество взрослых и детей. Взаимное обогащение ведет к самоопределению, самореализации, самоутверждению детей, как личностей. Сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации несовершеннолетних. Правильное и грамотное планирование внеурочной занятости детей и подростков, а особенно занятости несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам и к противоправным действиям, состоящих на учётах ОДН и КДН и ЗП, а так же грамотно налаженное взаимодействие с субъектами профилактики является эффективным методом работы с детьми.

В 2018 году не зафиксировано ни одного случая совершения самовольного ухода из учреждения или совершения противоправного действия несовершеннолетними.

Сообщи о проблеме

Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту?

Наш адрес

Иркутская область,

Усольский район,

рп. Белореченский д. 100,

Приемная мэра Усольского района:

Телефон-факс: 8 (39543) 21-2-10,

E-mail: usoleraion@govirk.ru

О районе

Дата образования района - 1925г.

Площадь района – 6,3 тыс. км2.

Численность населения района на 01.01.2016 г. – 51,0 тыс. человек.

Район расположен в южной части области, соседствуя на западе с Черемховским, на севере с Боханским, на востоке Ангарским, Шелеховским и Слюдянским районами, на юге с республикой Бурятия

Группа Вконтакте