Не редко потребители ошибочно считают, что в течение 14 дней они могут вернуть деньги за любой товар, который не был в употреблении. Придя в магазин для возврата товаров, они не могут грамотно и четко объяснить причину такого возврата, ссылаясь на то, что товар не понадобился, просто не нужен, приобрели другой и так далее., в последствии сталкиваются с отказом продавца вернуть денежные средства.
С такими проблемами в консультационный центр практически ежедневно обращаются потребители, которым отказано в возврате денег за товар. Однако, услышав от консультантов, что данный отказ является правомерным, мягко говоря расстраиваются. Данный вопрос будет актуальным всегда, поскольку мало кто знает свои права потребителя и не совсем понимает, что законодательно закреплены определенные основания и исключения, по которым возникает то или иное право.
Итак, потребитель не может просто так вернуть денежные средства за качественный товар. Нет у него такого права.
Есть, право на ОБМЕН в течении 14 дней и возникает оно по следующим основаниям: если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. ВСЁ!
Но при этом есть исключения:
1) Не любой товар подлежит обмену, по причинам, прямо указанным в законе. Есть перечень товаров, не предлежащих обмену, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее - Перечень).
2) Товар подлежит обмену, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Помните! Приобретённый товар изначально можно только ОБМЕНЯТЬ, право ВЕРНУТЬ денежные средства за товар возникает в случае, если вы ничего не смогли для себя подобрать в магазине продавца.
Есть группы товаров, которые вызывают массу вопросов, можно ли их обменять и вернуть денежные средства, если нет такого товара на обмен.
К ним относятся товары, бывшие в употреблении, которые были когда-то уже использованы по назначению – это товары из магазинов «Second Hand», автозапчасти Б/У, так называемые «контрактные».
Ответ на вопрос можно ли произвести обмен таких товаров прямо прописан в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», в котором указано что, ОБМЕН непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
Таким образом, если Вы приобретаете товар, бывший в употреблении, значит заведомо знаете об этом, поэтому должны учитывать, что ОБМЕНЯТЬ его если он не подошел по каким-либо причинам, не получиться, а вот если он оказался не качественный, то вернуть его продавцу можно, но документально подтвердив тот факт, что в товаре обнаружены недостатки, например, заключение сервисного центра.
Важно! Обращайте внимание на наличие гарантии, как на автозапчасти, так и на услуги по установки этого оборудования в автосервисах.
Еще одна спорная категория товаров по вопросам обмена - это мебель.
Не редко происходят случаи, когда потребитель приобрел стулья в количестве трех штук, приехал домой и понял, что купленные стулья никак не вписываются в интерьер гостиной и вообще занимают много места. Впоследствии принятого решения о возврате приобретенного товара, мы обращаемся к продавцу и просим вернуть деньги за стулья, ведь законодательно нам, как покупателям предоставлено такое право.
Однако, продавец ссылается на то, что раз вы приобрели стулья в количестве трех штук, значит это является гарнитуром, а согласно Перечня мебельные гарнитуры бытового назначения обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца? Здесь необходимо четко понимать, что значит гарнитур мебели и зависит ли от количества приобретенных единиц.
Обратившись к техническому регламенту Таможенного союза 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» от 15 июня 2012 г. № 32 рассмотрим следующие термины и их определения:
гарнитур мебели - группа изделий мебели, предназначенных для обустройства (обстановки) определенной функциональной зоны помещения, объединенных одинаковыми художественно-стилистическими и конструктивными признаками;
изделие мебели - единица мебельной продукции, предназначенная для самостоятельного применения.
Таким образом, стулья – это изделие одного функционального назначения, соответственно гарнитуром не являются. Таким образом, отказ продавца от обмена является не правомерным и не зависит от количества приобретённых единиц мебели.
Хотелось бы обратить внимание потребителей на тот факт, что при обращении к продавцу с требованием обмена товара, на него возложена обязанность по обмену в ДЕНЬ ВАШЕГО ОБРАЩЕНИЯ! Отговорки продавца в виде, такого товара сейчас нет, но будет через месяц, направлены на то, чтобы ввести вас в заблуждение и как можно дольше не решать ваш вопрос, а по прошествии этого срока отказать вам, потому что уже прошло 14 дне для возможности обмена товара. Если товар для обмена отсутствует, то денежные средства возвращаются в течении ТРЕХ ДНЕЙ!
И помните, Вы всегда можете обратиться в суд, если Ваши требования остались не удовлетворены в добровольном порядке!