Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
Усольского муниципального района Иркутской области на 2022 год
и на плановый период до 2024 года
Целью социально-экономической политики, реализуемой в 2021 году и на период 2022 – 2024 годы, является сохранение благосостояния граждан, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, повышение культурного уровня населения, формирование благоприятного финансово-хозяйственного климата для предприятий всех форм собственности, повышение инвестиционной привлекательности района.
Сформированный проект Прогноза основных показателей социально-экономического развития, представляет собой комплекс показателей, достижение результативности которых будет осуществлено путем выполнения мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в среднесрочном периоде в области социально-экономического развития муниципального образования.
Прогноз социально-экономического развития Усольского районного муниципального образования (далее – прогноз) разработан в соответствии с:
1.Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ;
2.Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014г. №172-ФЗ;
3.Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4.постановлением администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования от 16.06.2015г. №379 (в ред. от 02.07.2020г. №417) «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Усольского районного муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный периоды».
Среднесрочный прогноз разработан на основе:
1.базовых данных, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период до 2024 года с учетом индексов-дефляторов (по базовому варианту) и методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации;
2.официальной статистической информации, сформированной Федеральной службой государственной статистики за 2020 год, а при ее отсутствии – данных, сформированных участниками разработки прогноза;
3.Стратегии социально-экономического развития Усольского муниципального района Иркутской области до 2030 года, с учетом основных направлений бюджетной налоговой политики Усольского муниципального района Иркутской области.
Общая оценка социально-экономической ситуации в Усольском муниципальном районе Иркутской области за отчетный период
Итоги работы предприятий экономического сектора Усольского муниципального района Иркутской области за 2020 год показали, что экономика муниципалитета в целом характеризуется положительной динамикой макроэкономических показателей[1].
По итогам 2020 года получено:
–22 465,32 млн. руб. выручки от реализации продукции (работ, услуг) (101,9% к уровню 2019г.)
Рост выручки произошел за счет увеличения объемов продукции в натуральном выражении по предприятиям:
1.агропромышленного комплекса на 3,9%,
2. промышленной отрасли по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых» на 121,2%;
3. «строительство» в размере – 1 597,4 млн. руб.;
–3 155,55 млн. руб. прибыли прибыльно работающими предприятиями с учетом деятельности субъектов малого и среднего бизнеса (121,1% к уровню 2019г.).
Наибольшую долю в общем объеме прибыли занимают результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий (51,9%), а также предприятий в сфере добычи полезных ископаемых (9,2%).
–сумма поступлений налогов и сборов в консолидированный местный бюджет составила 559,13 млн. руб. (2019г. – 521,63 млн. руб.), рост на 7,2%, за счет увеличения поступления налогов от крупных предприятий Усольского района.
–значение обеспеченности собственными доходами консолидированного местного бюджета на душу населения за 2020 год имеет уровень 20 339,2 руб. (2019г. – 25 177,2 руб.).
- Выручка от реализации продукции, работ, услуг
Общий объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в 2020 году по отношению к 2019 году увеличился на 1,9% и составил 22 465,32 млн. руб., в том числе:
–сельское, лесное хозяйство – 13 288,89 млн. руб. (рост на 3,9%);
–добыча полезных ископаемых – 1 346,52 млн. руб. (рост на 21,2%).
На рост объемов выручки в промышленном производстве оказала деятельность следующих предприятий:
–строительство – Усольский филиал АО «Труд» (зарегистрировано в 2019 году на территории Усольского района предприятия АО «Труд» для строительства нового участка автотрассы Р-255 в обход г. Усолье – Сибирское) в размере – 1 597,4 млн.руб.;
–добыча полезных ископаемых – ООО «Юмикс» и ООО «Сибпромнедра» на 21,2%;
–производство пищевых продуктов – ООО «Телец» на 40,2%.
В 2022-2024 годах динамичный рост выручки будет связан с увеличением объемов производства продукции в сельском хозяйстве и в промышленном производстве:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн. руб. |
25 271,16 |
27 899,11 |
29 922,60 |
31 205,17 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
112,5 |
124,2 |
133,2 |
138,9 |
По оценке 2021 года прибыль прибыльных предприятий снизится на 7,8% вследствие увеличения объема затрат на производство в Усольском филиале АО «Труд» в 4 раза по отношению к 2020 году.
На прогнозируемый период 2022 – 2024 г.г. прибыль по годам составит:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Прибыль прибыльно работающих предприятий, млн. руб. |
2 907,86 |
3 249,95 |
3 511,39 |
3 569,76 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
92,2 |
103,0 |
111,3 |
113,1 |
Дальнейшее увеличение прибыли произойдет за счет стабильной работы предприятий сельского хозяйства, промышленного производства и отрасли «торговля оптовая и розничная».
Без убытков планируют отработать предприятия жилищно-коммунального хозяйства: МУП «Мальтинское «ЖКХ», МУП «Белореченское ЖКХ», ООО «ТК Белая», ООО «Кедр», с прибылью предприятия: ООО «Акваресурс», МУП «Транзит-Аква», ООО «Усольчанка».
- Промышленное производство
Промышленное производство представлено:
–крупным предприятием обрабатывающего производства – ООО ВРП«Новотранс»;
–средним предприятием по добыче угля – ООО «Сибпромнедра»;
–малыми предприятиями (с численностью работающих от 21 до 100 чел.)
по добыче полезных ископаемых ООО ГГК «Раздолье», ОАО «Усольестройматериалы», обрабатывающего производства – ООО «Телец», по обеспечению электрической энергией, газом и паром – энергией, газом и паром ООО «Факел», ООО «ТК Белая».
Объем отгруженной промышленной продукции в 2020 году уменьшился на 20,5% по сравнению с 2019 годом и составил 4 044,90 млн. руб., за счет снижения на 25% объемов отгрузки на предприятиях: ООО ВРП «Новотранс» р.п. Тайтурка; ООО «Сибпромнедра» - п.Раздолье). Доля отгрузки в объеме отгруженной продукции предприятия ООО ВРП «Новоторанс» составляет – 68,5% или 2 752,72 млн. руб., что привело к снижению общего индекса физического объема промышленного производства до 100,5% или 98,5% от уровня прошлого периода (102,0%).
В 2020 году произошло снижение выпуска основных видов продукции в натуральном выражении на предприятии ООО «ВРП «Новотранс»: отремонтировано 11 938 вагонов, что на 6,2% меньше чем в 2019 году – 12 737 вагонов, к 2024 году выпуск продукции составит 16 000 вагонов.
В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром объем выполненных работ и услуг в действующих ценах 2020 года составил 159,34 млн. руб. (2019г. – 188,74 млн. руб.). Индекс физического объема – 100,5% (уровень 2019г.). Одним из факторов снижения производства тепловой энергии в натуральном выражении в 2020 году связано с уменьшением потребления жилищно – коммунальных услуг в связи с теплой погодой в осенний период и теплой зимой 2020 года.
В целом по предприятиям ЖКХ Усольского района ожидается увеличение объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в плановом периоде 2022 – 2024 гг. путем увеличения производственных мощностей предприятий, выполнения договорных поставок продукции, ритмичности производства, улучшения качества выполнения работ, ввода нового оборудования, снижение норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.
Также в прогнозируемом периоде произойдет увеличение объемов отгруженной промышленной продукции (снижение себестоимости затрат на производство (ремонт вагонов), предприятием ООО ВРП «Новотранс»):
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
4 143,24 |
4 662,98 |
4 799,93 |
4 944,95 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
102,4 |
115,3 |
118,7 |
122,3 |
Индекс промышленного производства по оценке 2021 года составит 100,5%, на 2022 – 2024 г.г. прогнозируется снижение уровня данного показателя до 100%.
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Индекс промышленного производства, % - всего |
100,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Добыча полезных ископаемых |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Обрабатывающие производства |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром |
100,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- Сельское хозяйство
Основную долю в экономическом и социальном развитии района в 2020 году составляет сельскохозяйственное производство, которое представлено:
–крупными предприятиями по производству продукции свинины и птицеводства на промышленной основе (СХПК «Усольский свинокомплекс» и СХАО «Белореченское»);
–средними предприятиями, специализирующимися на мясомолочном производстве (АО «Большееланское», АО «Железнодорожник») и производстве семян культур высших репродукций (ФГУП «Буретское»);
–малыми предприятиями по производству элитных семян зерновых культур (ЗАО «Тельминское») и переработке зерновых (ООО «СХ Наследие», ООО «КХ Картагон»).
В 2020 году сельскохозяйственными товаропроизводителями района всех форм собственности произведено продукции животноводства:
–молока – 33,1 тыс. тонн или 102,2% к уровню прошлого года;
–мяса (на убой в ж.в.) – 25,6 тыс. тонн или 96,3% к уровню прошлого года;
–яиц – 644,1 млн. шт. или 101,1% к уровню прошлого года.
Собрано продукции растениеводства:
–зерна – 57,0 тыс. тонн или 90,7% к уровню прошлого года;
–картофеля – 47,5 тыс. тонн или 91,5% к уровню прошлого года;
–овощей – 19,8 тыс. тонн или 144,7% к уровню прошлого года.
Увеличение производственных показателей ведет к росту основных финансово-экономических показателей и повышению заработной платы работающих в сельском хозяйстве. Все предприятия района прибыльны.
Выручка от реализации продукции, работ и услуг составила – 13 232,4 млн. руб. или 104,1% к уровню прошлого года.
Получено средств государственной поддержки – 462,9 млн. руб., в том числе средств областного бюджета – 249,6 млн. руб.
Среднесписочная численность работающих в сельском хозяйстве – 3,7 тыс. чел.
Среднемесячная заработная плата на одного работающего – 61 338,9 руб., что на 110,1% выше уровня прошлого года.
В 2020 году сельскохозяйственными предприятиями Усольского района:
1.СХ АО «Белореченское» проведена модернизация цеха полуфабрикатов: выпуск продукции составил – 3,48 тыс. тонн, получен экономический эффект – 30 млн. руб.
2.СХПК «Усольский свинокомплекс» - проведена модернизация цеха полуфабрикатов, производство продукции выросло на 9,0 %.
В рамках реализации инвестиционных проектов в 2020 году:
1.АО «Железнодорожник» (проект «Развитие молочного животноводства»):
–построено и введено 2 коровника на 200 голов каждый, родильный блок на 80 голов.
Валовой надой молока составил 10,9 тыс. тонн, что выше уровня прошлого года на 5,0%. Продуктивность на 1 фуражную корову составила – 8 200 кг.
–введена в эксплуатацию откормочная площадка на 530 голов в рамках реализации гранта по строительству откормочных площадок.
2.АО «Большееланское» (проект «Укрепление кормовой базы молочного скотоводства):
–проведена модернизация молочно-товарной фермы на 200 голов. Продуктивность на 1 фуражную корову составила – 8 587 кг;
–проведен ремонт племенного телятника на 100 голов.
3.СХ АО «Белореченское» (проект «Переработка семечки рапса»):
–произведено продукции – 4,0 тыс. тонн, получен экономический эффект – 60 млн. руб.;
4.индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Кичигин Л. П. (проект «Развитие овощеводства»):
–выполнены показатели по реализации инвестиционного проекта. За 5 лет производство увеличилось с 1 тыс. тонн до 3 тыс. тонн овощей.
Индивидуальные предприниматели Главы (крестьянских) фермерских хозяйств: Аксенов А. С., Ганжа И. И., Тунгатарова А. К. (Новожилкинское МО) –стали победителями конкурсного отбора начинающих фермеров Иркутской области на право получения гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, которые будут заниматься разведением мясного скота.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дубовцева Т. В. (Новожилкинское МО) – стала победителем конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств Иркутской области на право получения гранта в форме субсидии «Агростартап» на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, которая будет заниматься разведением мясного скота.
Хозяйствами района заложена основа под будущий урожай. Вспахано – 17,5 тыс. га зяби и обработано – 3,0 тыс. га паров. В полном объеме засыпаны семена зерновых культур и картофеля.
На одну условную голову скота заготовлено – 20,0 центнеров кормовых единиц грубых и сочных кормов.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями района приобретено новой техники: 26 тракторов, 4 зерноуборочных комбайна, 28 грузовых автомобилей и 83 единицы сельскохозяйственных машин и оборудования.
За счет средств областного бюджета прошли обучение и повысили квалификацию специалисты сельскохозяйственных организаций: АО «Железнодорожник», ФГУП «Буретское», индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кичигин Л.П.
Для улучшения жилищных условий граждан района реализуется подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области на 2020-2024 годы». В 2021 году участниками программы будет построено и введено нового жилья – 321 кв. м.
В результате реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве в 2021-2024г.г. будет произведено 15,408 тыс. т. мяса, 28,8 тыс. т. рапса, получен экономический эффект – 590,0 млн. руб.
Основные показатели инвестиционных проектов отражены в приложении 6 к форме прогноза.
В прогнозируемом периоде на 2022 год и на период до 2024 года за счет реализации инвестиционных проектов ожидается положительная динамика в развитии сельского хозяйства
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Валовый выпуск продукции в сельхозорганизациях, млн. руб. |
14 336,78 |
15 357,68 |
16 228,18 |
17 109,48 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в сельхозорганизациях |
100,8 |
100,4 |
100,0 |
100,0 |
- Инвестиции
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат) объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на развитие отраслей экономики и социальной сферы района за 2020 год составил 2 786,68 млн. руб.
По источникам финансирования привлеченные средства организаций в структуре инвестиций в основной капитал составляют 68,6% или 1 910,7 млн. руб. из них: бюджетные средства – 88,3% или 1 688,0 млн. руб. (93,5% приходится на федеральный бюджет (1578,3 млн. руб.); 3,7% – бюджет субъекта РФ (62,4 млн. руб.); 2,8% – местные бюджеты (47,2 млн. руб.). Кредиты банков составляют 5,1% или 0,141 млн. руб., прочие 0,003% или 0,08 млн. руб.
Собственные средства организаций 31,4% или 875, 9 млн. руб.
Прогноз на период 2022 – 2024г.г.:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников, млн. руб. |
2 898,15 |
3 014,08 |
3 134,64 |
3 260,03 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
104,0 |
108,2 |
112,5 |
116,9 |
Для привлечения инвестиций в экономику Усольского района в 2020 году в 11 муниципальных образованиях разработаны инвестиционные паспорта, позволяющие в короткие сроки ознакомиться с возможностями для реализации бизнес планов, инвестиционных проектов на территории муниципальных образований. Основным направлением развития муниципальных образований является – развитие малого бизнеса в сферах туризма, сельского хозяйства, сбора и переработки дикорастущего сырья, добычи полезных ископаемых и оказания услуг населению.
Завершающим этапом данной работы явилось создание инвестиционного паспорта Усольского района, в котором отражена информация обо всех отраслях экономики и социальной сферы, инвестиционных площадках и предложениях для потенциальных инвесторов.
По состоянию на 1 января 2021 года все инвестиционные паспорта размещены на официальных сайтах муниципальных образований, в том числе на официальном сайте Усольского района.
- Строительство
Ввод в действие жилых домов в 2020 году составил 2 873,0 кв. м., или 27,6% по отношению к 2019 году (2019г. – 10 399,0 кв. м.), том числе в сельской местности 2 873 кв. м. или 33,6% по отношению к 2019 году. Введено в действие 32 жилых дома, построенных населением в сельской местности за счет собственных и привлеченных средств.
Ввод жилья на душу населения – 0,06 кв. м. (2019г. – 0,21 кв. м.).
Прогнозные данные сформированы с учетом внесенных изменений в Градостроительный кодекс РФ от 03.08.2018г. №340-ФЗ, в части изменения процедуры ввода в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов. Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС.
Прогноз ввода жилья на территории Усольского района на 2022-2024г.г.:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Ввод в действие жилых домов, кв. м |
7 285,0 |
7 285,0 |
7 430,7 |
7 579,3 |
Введено жилья на душу населения, кв. м |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
- Потребительский рынок
Потребительский рынок товаров и услуг – социально-значимая отрасль экономики района, которая сегодня стабильно развивается. На сегодняшний день в районе функционирует 245 объектов с торговой площадью 15 462 кв. м.
Обеспеченность площадью торговых объектов населения Усольского района по состоянию на 01.01.2021г. к нормативу составляет 75,5% или 311 кв. м. на 1000 жителей Усольского района. При этом обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров гораздо выше норматива – 141,9%, а по непродовольственным товарам показатель обеспеченности составляет 42,7%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат) оборот розничной торговли в 2020 году составил 3 627,4 млн. руб. или 96,8% к 2019 году в действующих ценах (97,8% в сопоставимых ценах).
В расчете на душу населения оборот розничной торговли составил в 2020 году 74 148 руб., (2019 год – 75 001 руб.).
Оборот общественного питания в 2020 году по данным Иркутскстата составил 144,5 млн. руб. или 81,3% к 2019 году в действующих ценах (79,9 % в сопоставимых ценах).
В расчете на душу населения оборот общественного питания составил 2 952 руб. (2019 год – 3 440 руб.).
Прогнозируемый оборот розничной торговли по годам:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Розничный товарооборот, млн. руб. |
4 001,0 |
4 157,1 |
4 323,4 |
4 496,3 |
Индекс физического объема, % |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
101,5 |
- Малый бизнес
Количество малых предприятий за 2020 год составило 173 ед., индивидуальных предпринимателей – 708.
В целях развития малого бизнеса администрацией Усольского муниципального района Иркутской области в 2020 году был проведен конкурс по получению грантов в форме субсидии на создание и развитие собственного бизнеса. На участие в конкурсе поступило 6 заявок. К защите проектов было допущено 5 заявок. Основные критерии оценки проектов это – уровень налоговых отчислений в бюджет, создание и сохранение рабочих мест. В итоге, рассмотрев и оценив проекты, представленные участниками конкурсного отбора, и на основании рейтинга, победителями конкурса были определены 4 участника. Финансирование мероприятия из местного бюджета составило 800 тыс. руб.
В 2021 году продолжен конкурсный отбор на предоставление грантов в форме субсидий. С 20 мая по 20 июня 2021 года принимались заявки на участие в конкурсном отборе от субъектов малого и среднего предпринимательства. На участие в конкурсе поступило 10 заявок. К защите проектов было допущено 9 заявок. Победителями конкурса были определены 5 участников. Финансирование мероприятия из местного бюджета составило 1000 тыс. руб.
Основным направлением развития муниципальных образований района является развитие малого бизнеса в сферах туризма, сельского хозяйства, сбора и переработки дикорастущего сырья, добычи полезных ископаемых и оказания услуг населению.
Предприятиями малого бизнеса (с учетом микропредприятий) за 2020 год получено выручки 3 994,19 млн. руб., что на 494,51 млн. руб. или на 14,%, больше уровня 2019 года. Это связано с увеличением объемов отгрузки на предприятиях «производство пищевых продуктов» и сферы ЖКХ.
В прогнозируемом периоде предприятиями малого бизнеса планируются следующие объемы выручки:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн. руб. |
4 325,63 |
4 395,63 |
4 454,58 |
4 510,30 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
108,3 |
101,6 |
101,3 |
101,3 |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2020 году составила 26 443,14 руб., что выше на 5,0% в сравнении с 2019г.
Прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по годам:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий (с учетом микропредприятий), руб. |
28 444,18 |
29 463,66 |
30 372,03 |
30 965,31 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
107,5 |
103,6 |
103,1 |
102,0 |
- Уровень жизни населения
По итогам 2020 года среднемесячная заработная плата составила 55 106,86 руб., рост на 1,4% по отношению к 2019 году (с учетом служащих воинских частей и работников отделений федеральных структур расположенных на территории района).
Наибольший уровень заработной платы наблюдается в организациях по направлениям «государственное управление и обеспечение военной безопасности» – 98 234,70 руб., «сельское, лесное хозяйство…» – 60 806,60 руб., «строительство» – 61 572,96 руб., «обрабатывающие производства» – 48 635,08 руб.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников бюджетной сферы, финансируемая из консолидированного местного бюджета, составляет 35 715 руб., в том числе по отраслям:
–образование 37 264 руб. (рост на 7,8%);
–культура 36 058 руб. (рост на 4%);
–управление 45 382 руб. (рост на 13,4%).
Фонд начисленной заработной платы работников бюджетной сферы составляет 285,86 млн. руб. (2019г. – 268,69 млн. руб.).
Задолженности по заработной плате на 01.01.2021г. по району в целом и по бюджетным учреждениям нет.
В прогнозируемом периоде среднемесячная заработная плата составит:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Среднемесячная заработная плата работников предприятий (с учетом микропредприятий), руб. |
57 285,02 |
60 560,41 |
63 743,96 |
67 509,01 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
104,0 |
109,9 |
115,7 |
122,5 |
Фонд начисленной заработной платы по полному кругу организаций, млн. руб. |
8 191,30 |
8 658,20 |
9 177,60 |
9 737,50 |
Темп роста по сравнению с 2020 годом, % |
106,6 |
112,7 |
119,4 |
126,7 |
Оценка фонда заработной платы 2021 года и прогноз фонда заработной платы на период 2022 – 2024 годы проводились на основании анализа динамики среднемесячной заработной платы и численности работников, занятых в экономике района.
- Труд и занятость
В 2020 году среднесписочная численность работающих составила 11,620 тыс. чел. (с учетом численности работающих на микропредприятиях и в филиалах федеральных структур) (2019г. - 11,451 тыс. чел.), рост 1,0%.
Результатом прироста численности работающих послужило увеличение численности в отраслях «добыча полезных ископаемых», «строительство».
В прогнозируемом периоде (2022 – 2024г.г.) среднесписочная численность работающих будет расти умеренными темпами за счет увеличения численности на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях.
По состоянию на 01.01.2021г. количество безработных граждан по Усольскому району составило 482 чел., это в 2,7 раза выше показателя прошлого периода (2019г. – 180 чел.), в результате чего произошел рост в 3,3 раза показателя «уровень регистрируемой безработицы», который составил 2,11% (2019г. – 0,64%).
В 2020 году в ОГКУ «Центр занятости населения города Усолье-Сибирское» (далее - ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратились 2 836 жителей Усольского района, что на 23% выше показателя аналогичного периода прошлого года (2 088 чел.).
Трудоустроено 1 518 чел., что на 1% ниже, чем в аналогичном периоде 2019 года (1 534 чел.).
Статус безработного получили 1 705 чел. или 60% от числа обратившихся граждан, что в 3,1 раза больше по сравнению с показателем 2019 года (549 чел., или 23,9% от числа обратившихся).
В 2020 году работодатели района предоставили в ЦЗН сведения на замещение 1 231 рабочего места, что на 1,7% меньше чем за 2019 год (1 252 вакансии).
По состоянию на 1 01.2021 г. в банке данных по Усольскому району имелись сведения о наличии 196 вакансий, что на 20,2% выше показателя прошлого года (163 вакансии).
Объем средств на выплату пособия по безработице увеличился в связи с ростом численности безработных граждан, повышением минимальной и максимальной величин пособия по безработице в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также с введением дополнительных гарантий для безработных граждан, имеющих детей и граждан, уволенных и закрывших ИП после 01 марта 2020 года.
Прогнозируемый уровень регистрируемой безработицы по годам:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Уровень регистрируемой безработицы, руб. |
0,86 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
Расчет прогнозируемой численности безработных граждан по состоянию на 01.01.2022г. произведен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, данном в рамках ежегодного Послания Федеральному собранию, по восстановлению к концу 2022 года рынка труда до допандемических значений. В случае продления мер социальной поддержки до конца года, возможно увеличение численности безработных граждан на 7-10%, к середине 2022 года прогнозируется стабилизация ситуации на рынке труда, в 2023 году – достижение показателей 2019 года (приложение 5).
В 2021 году в ЦЗН сведения о массовом высвобождении не предоставлялись.
- Демография
Численность населения по состоянию на 1 января 2021 года составила 48,921 тыс. чел., в т. ч. городское население – 27,315 тыс. чел., сельское население – 21,606 тыс. чел. Данные, характеризующие демографическую ситуацию в Усольском муниципальном районе Иркутской области:
2019 год |
||
49,442 |
48,921 |
|
27,562 |
27,315 |
|
21,880 |
21,606 |
|
583 |
489 |
|
555 |
658 |
|
Естественный прирост или убыль (-) |
28 |
-169 |
Прибыло, всего |
708 |
417 |
- городская местность |
352 |
188 |
- сельская местность |
356 |
229 |
Выбыло, всего |
1005 |
769 |
- городская местность |
521 |
382 |
- сельская местность |
484 |
382 |
Механический прирост или убыль (-) |
–297 |
-352 |
По сравнению с 2019 годом наблюдается сокращение численности постоянного населения на 521 чел. Миграция продолжает играть важную роль в демографическом развитии Усольского района, обеспечивая усиление процессов отрицательной (выездной) миграции.
Отток населения обусловлен такими факторами как:
– выезд выпускников общеобразовательных учреждений на обучение в города;
– приобретение жилья в городах Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское.
Для улучшения демографической ситуации и снижения оттока населения из Усольского района в рамках муниципальной программы «Развитие экономического потенциала и создание условий благоприятного инвестиционного климата на 2020-2025 годы» в 2020 году 5 молодых семей получили свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья и приобрели квартиры в р.п.Тайтурка, р.п.Белореченский и дома в д. Большежилкина, р.п .Мишелевка, с.Новожилкино.
На прогнозируемый период (2022 – 2024г.г.) планируется сохранение численности населения на уровне 2021 года (48,921 тыс. чел.).
11. Доходный потенциал
Доходы консолидированного бюджета Усольского муниципального района Иркутской области в 2020 году составили 1 808,35 млн. рублей, что меньше уровня 2019 года на 9,53% (1 998,87 млн. рублей).
Формирование доходной части консолидированного бюджета района осуществлялось в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Усольского района. Налоговых и неналоговых доходов поступило 556,38 млн. рублей, что составляет 30,92% от общего объема поступивших доходов, безвозмездных поступлений – 1 249,22 млн. рублей или 69,08% от общего объема поступивших доходов.
За 2019 год поступления в бюджет муниципального района составили 1 998,87 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые – 521,63 млн. рублей (26,1 % в общем объеме доходов), безвозмездные – 1 477,24 млн. рублей (73,9 % в общем объеме доходов).
Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2020 год по сравнению с поступлениями за 2019 год произошло на 7,19%, и составило 37,5 млн. рублей.
Основным источником поступления налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, доля которого в общем объеме поступивших налоговых доходов (518,16 млн. руб.) консолидированного бюджета муниципального района составляет 79,5%. За 2020 год поступило на 11,64 млн. рублей больше (или на 2,91%), чем за 2019 год. Улучшилась ситуация по наполняемости налога на доходы физических лиц за счет увеличения перечислений от крупнейших предприятий Усольского района, поступления налога от обособленных структурных подразделений организаций, ранее осуществляющих перечисление данного вида налога по месту регистрации юридического лица. Прогноз до 2024 года предполагает рост доходов от налога на доходы физических лиц, связанный как с повышением оплаты труда отдельным категориям работников: образование, культура, здравоохранение, так и с общим ростом доходов населения.
Еще одним весомым источником доходов консолидированного бюджета являются налоги со специальным режимом. По единому налогу на вмененный доход в связи с тем, что срок действия единого налога на вмененный доход ограничен 1 января 2021 года, прогнозируемые доходы запланированы только на 2021 в объеме платежей за 4 квартал 2020 года, так как срок уплаты истекает в 1 квартале 2021 года. Налогоплательщики выбрали другие специальные режимы, подходящие им под их вид деятельности: упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения или налог на профессиональный доход, в связи, с чем скорректирован план по патентной системе налогообложения. Увеличилось и поступление единого сельскохозяйственного налога в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 13,02 млн. рублей или 57,07%.
Важным источником доходов для поселений, входящих в состав района являются налоги на имущество. Прослеживается тенденция ежегодного увеличения поступлений земельного налога, связанная с переоценкой стоимости земельных участков, а также с оформлением прав собственности на земельные участки, находящиеся в пользовании у граждан. Так рост земельного налога в 2020 году составил 1,1% к 2019 году.
В связи с установлением с 1 января 2020 года порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также с предоставлением рядом поселений налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц для предпринимателей, осуществляющих деятельность на их территории, по оценке Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области потери местных бюджетов могут составить от 2,5 до 3,0 млн. руб., поэтому прогноз по данному виду налога представлен с учетом данной оценки.
Прогнозируемый объем налоговых доходов по годам:
Наименование показателя |
Оценка 2021г. |
Прогноз |
||
2022г. (1 и 2 вар.) |
2023г. |
2024г. |
||
Доходный потенциал, млн. руб. - всего |
556,38 |
577,59 |
607,81 |
638,41 |
в том числе: |
|
|
|
|
Налог на доходы физических лиц |
439,26 |
464,30 |
492,15 |
522,18 |
Налог на имущество: |
27,93 |
25,50 |
25,95 |
26,20 |
земельный налог |
20,69 |
21,50 |
21,85 |
22,0 |
налог на имущество физических лиц |
7,24 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
Налоги со специальным режимом |
57,29 |
55,29 |
55,31 |
55,33 |
12.Перечень основных проблемных вопросов, сдерживающих социально-экономическое развитие муниципального образования
Социально-демографические проблемы
- отток кадров в регионы и муниципальные образования с более высоким уровнем заработной платы;
- дефицит рабочих мест;
- естественная убыль населения (уровень смертности превышает уровень рождаемости);
- миграция населения.
Проблемы развития промышленности
- неполное использование возможностей существующих основных производственных фондов;
- наличие «неэффективных» собственников.
Проблемы развития агропромышленного комплекса
- недостаток собственных оборотных средств;
- невысокие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- отсутствие жилья или возможности строительства жилья для работников АПК (нет средств, нет земельных участков в собственности предприятий под строительство);
Проблемы развития малого предпринимательства
- недостаток квалифицированных кадров;
- низкая инвестиционная активность малого и среднего предпринимательства;
- низкая потребительская способность населения;
- слабая степень развития предпринимательства в сферах сельского хозяйства, обрабатывающих производств, в сфере услуг, бытового обслуживания.
Образование
- увеличение среднего возраста работающих педагогов образовательных организаций (старение педагогических кадров);
- необходимость модернизации зданий и объектов образования для создания безбарьерного доступа детей с ОВЗ, детей - инвалидов и других маломобильных групп населения.
Культура
- недостаточный уровень квалификации кадров сельских учреждений;
Физкультура и спорт
- нехватка кадровых работников по адаптивной физкультуре;
- отсутствие спортивных залов, приспособленных для занятий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями;
- старение тренерско-преподавательского состава.
Туризм
- нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений;
- недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;
- недостаточное количество квалифицированных кадров туристической отрасли и сферы обслуживания, низкий уровень их подготовки;
- отсутствие развития инфраструктуры;
- отсутствие комплексных туристических продуктов.
Молодежная политика
- отток активной прогрессивной молодежи.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства
- отсутствие квалифицированных кадров;
- высокий уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.
И.о. председателя
комитета по экономике и финансам Н.В. Мальцева
Исп. Козельская Людмила Григорьевна
(39543) 36-073
[1] Экономические и финансовые показатели крупных и средних предприятий определены расчетным путем и по статистическим данным, предоставленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат) за 2020 год, а данные по малому предпринимательству приведены на основании данных администраций городских и сельских поселений.